Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 09:06

Официальный сайт
учителя географии
Бубновой
Татьяны
Николаевны

Меню сайта

Мастерская

Педагогическая мастерская
учителя географии МОУ СОШ № 30
Бубновой Т. Н.
"Использование ИКТ в образовательном процессе и в повседневной жизни учителями и учащимися школ города".
 
Отчёт о работе педагогической мастерской учителя географии МОУ СОШ №30, руководителя городского методического объединения учителей географии Бубновой Т.Н.
       Педагогическая мастерская по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» работает с августа 2008 года. Главная цель работы педагогической мастерской: внедрение в процесс преподавания географии ИКТ и обучение приёмам работы учителей предметников, обмен опытом и информацией.
       В рамках работы педагогической мастерской были проведены следующие мероприятия:
  •  Проводилось анкетирование учителей географии на предмет использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ по географии и анализ результатов ЕГЭ в 2009 году. 
  •  Учителям географии представлено тематическое планирование уроков с учётом подготовки к ЕГЭ и использования мультимедиа материала 
  •  Оказывалась методическая помощь учителям в разработке уроков с использованием ИКТ.
  • Даны рекомендации по использованию компьютерных тренажёров при подготовке к ЕГЭ. Показаны фрагменты уроков. 
  •  Открытый урок с использованием ИКТ был проведён в рамках городского этапа конкурса «Учитель года России 2010». ·
  • Показаны презентации, выполненные учащимися и их использование на уроках географии.
  • Развивались навыки применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
  • Расширялся арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках географии. · Проводилась работа с электронными версиями мультимедиа учебников.
  • Организована и проведена научно – практическая конференция среди учителей географии и предметов естественно – научного цикла города «Применение ИКТ на уроках географии и предметов естественно – научного цикла».
  • Проведён анализ и обобщение достигнутых результатов.
Обязательная составляющая современного образования – саморазвитие. В рамках задачи был создан сайт учителя географии – http://bubnova.mashuk.ru где учащиеся, родители и коллеги могут найти интересующую их информацию. Так же есть ряд публикаций в научных сборниках
 
 
План работы педагогической мастерской на 2010 – 2011 учебный год учителя географии МОУ СОШ №30 Бубновой Т.Н. "Повышение мотивации учащихся к обучению географии через использование ИКТ и интернетресурсов".
 Проблема Проблема повышения мотивации учащихся к обучению географии сформулирована в соответствии с современной образовательной ситуацией, характеризующейся личностно-ориентированным подходом к обучаемому, необходимостью подготовки учащихся к самоактуализации в поликультурном и информационном обществе. По содержанию данная проблема включает разработку научно обоснованных способов повышения качества обучения и развития устойчивого интереса на уроках географии в условиях инновационной школы как развивающей среды. Цели.
1. Повышение мотивации учащихся к обучению географии посредством осуществления личностно-ориентированного подхода и применение инновационных технологий как условие формирования творчески мыслящей личности
 2. Обучение приёмам работы учителей предметников, обмен опытом и информацией.
Задачи.
 Для достижения поставленных целей предполагается:
 1. Анализ, изучение и обобщение научной литературы по данной проблеме.
2. Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по географии, проведение мониторинговых исследований.
3. Создание системы психолого-педагогических условий развития мотивации учащихся к обучению географии, включающей совершенствование материально-технической базы школы: - сотрудничество с вузами (ИНЭУ, РГТЭУ, ПГЛУ и др.), краевым институтом повышения Квалификации работников образования, краевым центром качества образования с целью повышения профессиональной компетентности учителей географии и внедрение в практику их опыта работы;
 -применение интерактивных и проектных методов обучения учащихся;
-обеспечение участия школьников в интеллектуально-творческих конкурсах, фестивалях, проектах, предметных, дистанционных и заочных олимпиадах разного уровня. (Участие в Международной научно-практической конферен- ции «Информационные технологии в гуманитарном образовании», участие в XI Зимней научно-практической сессии в ПГЛУ, ежегодной городской конференции школьников «КМВ – моя малая Родина», Всероссийской олимпиаде школьников по географии, во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Удивительная география» и др.)
-формирование устойчивого интереса к получению знаний по географии, на основе которых осуществляется общекультурное развитие, профессиональное самоопределение и повышается уровень подготовки к ЕГЭ по географии.
 Кроме того, предполагается:
  • Анализ и обобщение достигнутых результатов, распространение опыта работы среди учителей географии и предметов естественно – научного цикла.
  • Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы. 
  •  Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
  • Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний. 
  •  Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
  • Работа с электронными версиями мультимедиа учебников. 
В рамках работы педмастерской Бубновой Т.Н. на базе МОУ СОШ №29 21.01.2010 года была проведена научно – практическая конференция по теме « Применение ИКТ на уроках предметов научно - естественного цикла».
Своими наработками поделились учителя географии:

Патычек Н.Н. (МОУ СОШ №7), Кочерга О.Н. (МОУ СОШ №29,

физики – Жилина Л.И. (МОУ СОШ №30), химии – Извекова Е.Ю. (МОУ СОШ №1),

биологии – Гранкина Е.Ю. (Гимназия №4), Богдашева И.В. (МОУ СОШ № 5)

 
 
 
Активизация познавательной активности на уроках географии

 Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

 Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

  Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

  К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока — 20 отведено учителю, оставшееся время на 20 — 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью ученика. Это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося.

Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

 Я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников.

 Возник вопрос: что делать? Теоретический ответ, на первый взгляд, прост: географические знания, умения, навыки — ЗУН — перевести из цели в средство, при этом следовать принципу: "Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией”. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

 В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

 Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;

2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4.  Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

· скрыты от глаз наблюдателя;

· все процессы происходят в динамике.

 Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

 Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

· дополняет предмет новыми сведениями;

· поддерживает актуальный уровень предмета;

· способствует развитию личности учащегося.

 Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:

  1. Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
  2. Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
  3. Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
  4. Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
  5. Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
  6. Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;

 Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

 Предложенные мною приёмы использования ИКТ и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

  1. Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
  2. Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
  3. Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
  4. Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
  5. Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.
  6. Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

 Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

  1. Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
  2. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
  3. Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.

 Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Бубнова Т.Н.


   
Copyright MyCorp © 2024 Админы: Вл@дислав Гребенюков и Аруст@м Петросов.
WEB-студия МАШУК.РУ
Используются технологии uCoz